Разнообразие животных (3 класс, окружающий мир) – формы животного мира

Содержание
  1. Вспомни, что необходимо животным для жизни. каких ты знаешь животных, которые питаются растительной пищей? каких ты знаешь хищных животных? приходилось ли тебе наблюдать, как животные защищаются от врагов?
  2. Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что животные удивительно разнообразны.
  3. Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.
  4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «История с пиявкой». Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным? Заслуживают ли они такого отношения?
  5. Что мы узнали?
  6. Запиши в словарик: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
  7. Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.
  8. Назови 1 — 2 представителей каждой из изученных групп животных.
  9. Поиграйте с друзьями: пусть кто-то из вас называет группу животных, а другие — её представителей.
  10. Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
  11. Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показано?
  12. Приведи примеры (устно) животных разных групп, которые встречаются в вашем крае.
  13. Прочитайте текст. Используйте эту информацию при характеристике групп животных.
  14. Определите с помощью атласа-определителя животных, изображённых на рисунках учебника (с. 90 — 91).
  15. Вид
  16. Класс
  17. Отряд
  18. Род
  19. Роль животных в природе и жизни человека:
  20. Семейство
  21. Систематика знаний
  22. Учёные
  23. Итоги

Вспомни, что необходимо животным для жизни. каких ты знаешь животных, которые питаются растительной пищей? каких ты знаешь хищных животных? приходилось ли тебе наблюдать, как животные защищаются от врагов?

Животным для жизни нужно тепло, нужна пища и вода, нужен воздух, свет, нужен свой дом.

Растениями питаются травоядные животные — лошади, коровы, олени, зайцы.

Хищники: волк, рысь, тигр, леопард.

Животные по-разному защищаются от врагов, кто-то быстро бегает, кто-то прячется в норках и дуплах, кто-то использует рога и копыта.

Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что животные удивительно разнообразны.

На Земле живут самые разнообразные животные, их мир удивителен. Они живут на суше и в воде, они летают в воздухе.

Среди этих животных есть млекопитающие, которые заселяют огромные пространства суши — слоны, обезьяны, зайцы, львы, лошади.

Есть насекомые, которых очень много — муравьи, стрекозы, жуки, бабочки.

Есть рыбы, живущие в воде, земноводные, живущие и в воде, и на суше, есть рептилии, покрытые чешуйками, есть птицы, которые могут летать.

Мир животных удивительно многообразный.

Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.

Виды животных — это животные одной группы, но отличающиеся внешним строением. Например, собака и кошка — два разных вида млекопитающих, а карась и щука — два разных вида рыб.

В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «История с пиявкой». Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным? Заслуживают ли они такого отношения?

Пиявки кажутся некрасивыми, страшными, противными. Мальчик из рассказа даже испугался купаться, увидев пиявку и попытался ее убить. Но не все пиявки опасны для человека, и пиявки тоже нужны природе. Поэтому к ним нужно относиться также бережно, как и к другим животным.

Предлагаем ознакомиться  Когтеточка своими руками — простая инструкция как сделать качественную самодельную когтеточку для питомцев

Что мы узнали?

При изучении программы за 3 класс окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие животных на нашей планете. Сумев приспособиться к самой разной среде обитания, они смогли покорить себе весь земной шар. Каждый представитель фауны имеет огромное значение, и нуждается в защите со стороны человека.

Запиши в словарик: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Зоология — наука о животных

Земноводные — группа животных, живущая и в воде, и на суше.

Пресмыкающиеся — группа животных, тело которых покрыто чешуйками

Млекопитающие — группа животных, выкармливающих детенышей молоком матери.

Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.

Мы познакомились с группами животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Назови 1 — 2 представителей каждой из изученных групп животных.

Черви — червь дождевой, пиявка

Моллюски — кальмар, осьминог.

Иглокожие — морской еж, морская звезда

Ракообразные — омар, рак

Паукообразные — тарантул, каракурт

Насекомые — жук-олень, пчела медоносная

Рыбы — акула, карась

Земноводные — лягушка, тритон

Пресмыкающиеся — удав, крокодил

Птицы — ворона, курица

Звери — Обезьяна, дельфин.

Поиграйте с друзьями: пусть кто-то из вас называет группу животных, а другие — её представителей.

Для этой игры можно использовать примеры животных разных групп, данных в разделе “Проверь себя”

Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.

Задание на классификацию животных:

Определи к каким группам относятся следующие животные: носорог, крот, акула, кит, стрекоза, кальмар, крокодил, аист, лягушка.

Ответ:

Носорог, крот, кит — млекопитающие

Акула — рыба

Стрекоза — насекомое

Крокодил — пресмыкающееся

Кальмар — моллюск

Лягушка — земноводное

Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показано?

Синицу большую можно отличить по желтой грудке, поползня обыкновенного по розовой, а воробей домовой — серый.

Всего на рисунке восемь птиц. Три воробья, три синицы и два поползня.

Приведи примеры (устно) животных разных групп, которые встречаются в вашем крае.

В нашем крае встречаются представители разных групп животных:

Млекопитающие: волки, кабаны, лоси, олени.

Птицы: журавль, цапля, воробей, ворона

Земноводные: лягушки и жабы

Насекомые: стрекозы, бабочки, пчелы

Рыбы: щука, пескарь, окунь, плотва.

Прочитайте текст. Используйте эту информацию при характеристике групп животных.

Самой большой группой животных на планете являются насекомые — их около 950 тысяч видов. Остальные группы животных не столь многообразны. Ученые насчитывают 20 тысяч видов рыб, это вторая по численности группа животных. На третьем месте птицы, их 9 тысяч видов, а на четвертом пресмыкающиеся, их 8 тысяч видов. Млекопитающих всего 5 тысяч видов, а земноводных 4700 видов.

Определите с помощью атласа-определителя животных, изображённых на рисунках учебника (с. 90 — 91).

На этих рисунках мы видим следующих животных:

Предлагаем ознакомиться  Чем кормить хорька в домашних условиях

На странице 90 плавают две утки-кряквы, одна самец, вторая самочка. Правее их сидит зимородок. На листе кувшинки сидит Зеленая лягушка, а рядом в воде плавает земноводное тритон. Здесь же находятся две рыбы — Щука и пескарь.

На странице 91 на дереве сидит Рыжая белка, ниже которой находится поползень обыкновенный. Слева на одной ноге стоит Серая цапля, рядом с которой ползет Обыкновенный уж. Здесь же мы видим Серую жабу и Болотную черепаху. Также на рисунке показана Ящерица прыткая.

Вид

Видом называют наименьшую структурную единицу классификации живого мира, которая считается главным звеном систематики. Названия видов двойные. Сначала указывается принадлежность к роду, затем название вида (медведь гималайский, медведь бурый).

Представители одного вида схожи признаками: одинаковым строением тела и повадками, аналогичной средой обитания, представители одного вида скрещиваются между собой и обзаводятся плодовитым потомством.
Определяют виды и по месту обитания: наземные животные и северные, водные и лесные, живущие в океане и в пресных водоёмах.

Много схожих видов, с видимыми и не видимыми различиями (вид Белого и Бурого медведя).
Если произошло межвидовое скрещивание, то у потомства приплода не будет. Так предусмотрено природой, чтобы виды не смешивались.

Класс

Класс – многочисленная группа, объединяет близкие по родству отряды. Часто между отрядом и классом встречается дополнительная таксономическая единица, которую называют подклассом, надотрядом или инфраклассом.

Количество классов в типах так же отличается. По 3 класса у стрекающих, кольчатых и плоских червей, по 2 класса у мшанок и плеченогих. В типе Членистоногих – 9 классов, у иглокожих – 5.

У полухордовых – класс кишечнодышащих и крыло жаберных. Подтип позвоночные животные представлен 5 классами. Сюда относятся круглоротые, хрящевые и костные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, которых чаще называют зверями.

«Млекопитающих называют так, потому что эти животные с молочными железами для выкармливания потомства молоком.
Кроме того класс Млекопитающих состоит из подклассов Яйцекладущих и Живородящих зверей, а те делятся на Сумчатых и Плацентарных.

Отряд

Отряд в систематике – группа родственных семейств, чаще с различающимися видами. Отряд Насекомоядных состоит из 54 родов, куда входит 443 вида: кроты, ежи, землеройки. Тип Губки состоит из 4-х отрядов. В отряд Черепах входит 328 видов, объединённых 14 семействами.

Отряд Приматов представлен 477 видами, куда входят обезьяны и человек из класса Млекопитающие. Этот класс образован 20 отрядами: Однопроходные звери и Сумчатые, Неполнозубые и Рукокрылые, Приматы, Хищники и Ластоногие. Так же Китообразные, Хоботные, Трубкозубые, Парнокопытные и другие отряды.

Род

Привычные названия животных: кошка, барсук, медведь – обозначают род. В этом таксоне объединяются близкие по происхождению виды, произошедшие от одного предка.
Количество видов в родах неодинаковое. В одних по одному виду – монотипный род (лось, нутрия и другие животные).

Предлагаем ознакомиться  Как лечить у котов увеличение печени

Другие роды состоят из нескольких видов (Тигровые кошки – 11 видов, род Медведи – 4 вида и десятки подвидов). Если видов мало – олиготипный род, когда много видов род называют политипным.
Многочисленный род состоит из подродов, которые состоят из близких друг другу видов.

Роль животных в природе и жизни человека:

  • животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
  • геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
  • использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
  • участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
  • создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
  • участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
  • источник пищи, сырья, медикаментов;
  • некоторые являются возбудителями заболеваний;
  • используются как биологические враги уничтожают вредителей;
  • имеют научное значение как объекты исследований;
  • используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
  • имеют эстетическое и эмоциональное значение.

Семейство

Животные из родов с единым происхождением и схожие внешне, составляют одно семейство. Многочисленные семейства образованы подсемействами.
Название семейству даёт род: кошки входят в семейство кошачьи, в семейство оленевые включены: лось, марал, кабарга, северный олень и американские олени.

Часто название семейства отображает: 

  • Внешний вид животных: семейство Веерохвостковых птиц или семейство бабочек Белокрылок. 
  • Или повадки: семейство Пауков-плеваков или кругопрядов. 
  • В некоторых названиях угадывается образ жизни животного: семейство Водомерок или лягушек Древолазов.

Систематика знаний

В науке систематике классифицируют объекты живой природы по признакам и взаимосвязям, значит, объединяют в группы, что облегчает изучение биологии.

Главное, создавая классификацию – сравнить и проанализировать родство видов, оценить сходство и отличия признаков. Степень родства определяется по строению скелета и ротовой полости. Учёным-биологам в этом помогают находки палеонтологов.

Учёные

Аристотелем выделены отдельные группы «Животные» и «Растения». С учеником Теофастом учёный разделил животных на 2 группы: зверей, птиц и китов выдели в группу животных с горячей кровью, а рыб и насекомых – в группу с холодной кровью. Благодаря Аристотелю в обиходе появились таксоны «виды» и «семейства».

В XVI в. Геснером подробно описаны виды с добавлением рисунков, близкородственные виды объединены группами. Но не проведено сравнение групп. Биолог XVII в. Рей описал, чем различаются род и вид. Так же пояснил, как выявить родственные связи по сходным признакам.

В середине XVIII века Бюффон указал на путаницу в классификации, которая возникает из-за внешней схожести организмов, не состоящих в родстве.
Основана систематика шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем. Учёный разработал двойное название для представителей видов, где в первом слове обозначается род, к которому принадлежит животное.

Ламарк предложил делить живые организмы на группы по родству. Кювье, в 1812 г., представил 4 типа деления животных: позвоночные, членистые, мягкотелые и лучистые.

Итоги

Непостоянный состав животного мира регулярно пополняется новыми видами. Беспрерывная эволюция поставляет учёным материал для выделения новых подсемейств, обладающих свежими признаками.

Оцените статью
Asenok питомец
Adblock detector